Ханты-Мансийск АО. Ханты — коренное население, традиции, менталитет, обычаи

lvuaz0k1j1

Ханты-Мансийский АО, наверное, самое интересное место для тех, кто хочет познакомиться с северной культурой. Несмотря на небольшое количество коренного населения, многие традиции благодаря предприимчивости небольшой группы сохранены до сих пор.

Коренной народ и их традиции

chum-hantov-i-mansi

Коренной народ Ханты-Мансийского АО — это Ханты и Манси. В старой литературе известны как Остяки и Вогулы. А в научной есть общий термин — Обские Угры. Первое указывает на основное место проживания, а второе происходит от «Юрга», «Югория» — территория на полярном Урале, описанная в русских летописях XI – XV вв.

Когда-то население кочевало с одного места на другое. Основа животноводства — это олени. Это для них все — и еда, и одежда… Без них в тайге не выжить. Поэтому обращаться с ними Ханты учатся с детства. Животные очень пугливые, но сильные. Рогами могут серьезно ранить. Иногда даже взрослый мужчина не может справиться в одиночку.

3812161_large

Раньше Ханты передвигались только на нартах (узкие, но длинные сани). Сегодня они используются все реже и реже. С открытием нефтяных месторождений у коренного населения появилась возможность стать ближе к цивилизации. Она, можно сказать, наступает. И сопротивляться бесполезно. Поэтому они начали искать компромисс.

За возможность установить нефтяные «качалки» с местным населением заключают договор. За это они получают электричество, бензин, и даже квартиры. При необходимости нефтяники бесплатно доставляют хантов в тайгу.

Те, кто выбирает городскую жизнь не всегда привыкает к ритму и возвращаются обратно — в городе, по их словам, жизнь «искусственная», и неинтересная. К тому же заставляет лениться. На природе такое невозможно.

1407235597_12304823

Самое хорошее время — это весна. Не сильно холодно и можно ходить на «легке», но скоро лето. Очень короткое и хлопотное. Поэтому весной, когда есть немного свободного времени празднуют «День оленивода». Приезжают семьями. Замужних женщин можно распознать по платку, который закрывает практически все лицо. А молодые и незамужние, наоборот, ищут женихов, которые в этот день соревнуются между собой, демонстрируя силу, меткость и выносливость.

Раньше было обычным делом прыгать через нарты, метко бросать арканы и управлять упряжкой. Помогало выжить в суровых условиях тайги. Сегодня эти соревнования больше возможность напомнить, что традиции все еще живы. Но с каждым днем сохранить культуру все сложнее и сложнее.

Раньше ханты передвигались на упряжках, с места на место, в поисках хороших пастбищ, вместо домов были чумы (конические шалаши). С этих времен, наверное, только олени и остались.

Домашний быт

DSC_0187-1

У каждой семьи есть свои угодья — это участок с лесом и рекой. Если спросить о площади, глубине озера или о кол-ве оленей, то ханты никогда не скажут точную цифру — плохая примета. Удачи не будет.

Сегодня ханты больше не кочуют. Есть два стойбища (место, где живут ханты) — летнее и зимнее, где стоят деревянные дома. Дом поделен на несколько зон. Перегородок нет, поэтому его можно сравнить с квартирой-студией. У каждого свое место. Женщины находятся у печи и рядом с мужчиной. Круг обязанностей у них очень широк: и по хозяйству помочь и свои дела сделать. На отдых практически нет времени. А, может быть, это привычка — работать с утра до утра.

Благодаря цивилизации у них есть сотовые телефоны, стиральные машины, отопление, но даже несмотря на это времени не хватает. Ханты очень любят хлеб (нянь). Рецепт очень прост: вода, сахар, соль, мука. И ничего больше.

Когда выдается несколько свободных минут хозяйка вышивает и делает украшения из бисера. Работа очень тяжелая и монотонная, хотя и занятная. Украшают шубу, у которой мех как снаружи, так и внутри. Получается тяжелая, но очень теплая. Никакие морозы не страшны. Для тайги в самый раз. Причем при вышивке орнаментам уделяется больше внимания. Когда-то они имели определенное значение. Большая часть их утеряна. Но жители знают, где и как они должны находиться — на воротнике, манжетах и т.д.

Индекс цитирования.